Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую граждане часто разнолико называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из вышеуказанных наименований дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это наименование более семи лет назад, количество практикующих адвокатов, юристов, следователей, судей также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс исследования, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике довольно часто складываются ситуации, когда в адрес учреждения, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

Возникает ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки расследования не выдерживаются из-за грамотности участников следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• Исследование значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение автомобиля и иных участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и иных объектов по полотну автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неправильное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дороги, неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков и другие отрицательные условия ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставить все имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Например, в случаях, где главной причиной ДТП являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент происшествия.